Нужен скандал, чтобы стать знаменитым, или Бессонные ночи жюри
14 сентября 2007 года
Окрестив "Минбар" "восточными Каннами", президент РТ явно поторопился: до статуса респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой - казанскому еще расти и расти. Но и наш фестиваль уже вошел в историю, правда, благодаря не кино, а международному скандалу. Который официальные лица называют искусственным.
Кто обидел Инала Шерипа?
Герой этого скандала - голливудский режиссер чеченского происхождения Инал Шерип, приглашенный работать в жюри III "Минбара". Сначала прессе сообщили, что он приедет на фестиваль, потом - что не сможет. А он взял и приехал, о чем "ВК" писала 7 сентября ("От фестиваля ждут не коммерческого, а авторского кино"). Далее события развивались так: господина Шерипа не пустили на банкет, который в день открытия фестиваля устраивал для его участников Минтимер Шаймиев. И, по слухам, режиссер обиделся и покинул Казань. "Это какое-то недоразумение! Я очень сожалею, что так получилось", - сказал мне председатель жюри Радослав Спасов.
Более откровенным был с корреспондентом "ВК" генеральный директор "Золотого Минбара" - президент телевидеокомпании "Исламский мир" Зауди Мамиргов:
- Это я пригласил в жюри фестиваля Инала Шерипа. Он согласился, но не успел пройти процедуру оформления и согласования документов по включению в состав жюри, и по решению совета фестиваля, который возглавляет министр культуры Татарстана Зиля Валеева, в жюри он так и не вошел. Ему было предложено стать экспертом по фестивальным фильмам. Он отказался и покинул Казань.
- История с банкетом, получается, выдуманная?
- Нет. Но он обиделся именно на то, что его не включили в жюри, а не на то, что не посадили за один стол с президентом.
- Говорят, в жюри его не включили вовсе не из-за волокиты с документами, а потому что он якобы снимает антироссийское кино - вот что испугало совет фестиваля.
- Я видел фильмы Инала Шерипа, ничего антироссийского в них нет. Он замечательный режиссер.
- Он планировал вручить приз фестивалю "Золотой Минбар" от Европейской ассоциации кино и телевидения "За вклад в духовное кино" - большой хрустальный ключ. Не вручил?
- Мне отдал. У меня этот ключ. То есть "Золотой Минбар" приз получил, но не в торжественной обстановке.
- Некрасивая получилась история.
- Согласен. Я уже не один раз извинился перед Иналом, Зиля Валеева тоже хочет извиниться...
"Мы чуть не свихнулись!"
По-моему, извинений достоин и председатель жюри III "Минбара" Радослав Спасов. Когда церемония открытия фестиваля закончилась и стали показывать знаменитый фильм Спасова "Украденные глаза", львиная доля зрителей, вслед за президентом Шаймиевым, покинула зал. Возникло, и не без основания, надо сказать, ощущение, что "Минбар" в Казани - не праздник любителей кино, а показушная тусовка для людей, озабоченных престижем и имиджем. Естественно, что такие "киноманы" не появлялись потом на конкурсных показах, которые, кстати, только ближе к вечеру собирали истинных ценителей.
А жюри фестиваля пришлось нелегко: в течение шести дней судьи отсмотрели 49 фильмов. Это колоссальная нагрузка, они работали сутки напролет и, по признанию Арво Ихо, чуть не свихнулись. По окончании фестиваля господин Ихо дал дельный совет: впредь делить жюри "Минбара", чтобы игровые фильмы оценивала одна команда, документальные - другая.
Еще труднее, чем жюри, пришлось отборочной комиссии фестиваля, которая отсмотрела более двухсот картин. "Если брать мировые стандарты, многие фильмы им не соответствовали. Но практически все картины, которые мы отобрали, лично на меня произвели неизгладимое впечатление. В них какой-то особенный темп, эстетика особая, они заставляют думать", - сказал корреспонденту "ВК" член отборочного комитета Мирза Алиев.
Казанских кинематографистов оценили дилетанты
Решение жюри по окончании фестиваля лично я считаю справедливым. По-восточному тонко судейская коллегия обошлась с работами татарстанских кинематографистов: практически все они завоевали призы, но не от жюри. Казанских кинематографистов поощрили дилетанты в мире кино. Так, фильм Альберта Шакирова "Бабай" получил приз от международной организации ТЮРКСОЙ, фильм Салавата Юзеева "121" - от Всемирного конгресса татар. Недоумение вызвал приз зрительских симпатий, который муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков вручил режиссеру Рамилю Тухватуллину за фильм "Дилемма": на авторитетных кинофестивалях такой приз вручается в соответствии с результатами опроса зрителей, на "Минбаре" опросов не проводил никто.
Насыщенная программа фестиваля (фильмы транслировались одновременно в нескольких залах) не позволила журналистам посмотреть все фильмы. Но мне повезло: фильм, который понравился мне больше других, увиденных, что называется, случайно, получил статуэтку "Золотой минбар" в номинации "Лучший игровой фильм". Это "Баба Азиз" Насера Хамира. Его еще отметили призом за лучшую операторскую работу (оператор - Махмуд Калари). "Грбавица" Ясмины Жбанич завоевала призы за лучшую режиссуру и за лучшую женскую роль (актрисе Миране Каранович за роль Эсмы). Фильм "Теряя Ахмада" Абдуллы Бушахри - приз за лучший неигровой фильм...
Призы победителям вручали Евгений Миронов, Маргарита Терехова, Наталья Бондарчук, Айдан Шенер, Олжас Сулейменов... А по окончании церемонии закрытия гости отправились на фуршет, на который в ресторан "Пирамиды", после инцидента с Иналом Шерипом, пригласили даже журналистов. Столы ломились от закусок, фруктов и безалкогольных напитков (потому что это фестиваль мусульманского кино и начался Рамазан)...
Айсылу КАДЫРОВА, "Вечерняя казань"